Педагогические направления вошли в число основных в приемной кампании 2024 года
Педагогические направления вошли в число самых популярных в приемной кампании вузов 2024 года. Об этом следует из 14-го мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов, который провел Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
![](https://edu.gov.ru/uploads/media/photo/2025/01/17/71804bc0d66e807a2f0e_2000x.jpg)
«Отрадно, что педагогическое направление вновь занимает одну из ведущих позиций во всероссийском рейтинге. По итогам приемной кампании 2024 года оно стало вторым по популярности среди абитуриентов. Важно, что результаты мониторинга демонстрируют также интерес выпускников к техническим специальностям. Сегодня мы делаем все возможное для развития этого важного для нашей экономики профиля. Все школы охвачены единой моделью профориентации, по всем естественно-научным предметам действуют единые программы, расширяются возможности дополнительного образования», – сказал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
В 2024 году в Порядок приема в вузы России, а также в Положение о функционировании суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» были внесены изменения, которые затронули процесс подачи документов и процедуры зачисления. В частности, изменения коснулись распределения бюджетных мест. Количество мест на бакалавриате сократилось, но увеличилось на магистратуре и специалитете, что соответствовало государственным приоритетам в подготовке кадров. Основными направлениями оставались инженерные, медицинские и педагогические специальности, а также сельское хозяйство, указано в первой части мониторинга, посвященного вузам.
Согласно результатам исследования, в тройку лидеров по приросту совокупного приема среди педагогических вузов, подведомственных Минпросвещения РФ, вошли Уральский государственный педагогический университет (+24,3% к 2023 году), Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (+8,9%) и Алтайский государственный педагогический университет (+8,1%).
Положительный показатель продемонстрировали также Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (+4,4%), Волгоградский государственный социально-педагогический университет (+2,5%), Воронежский государственный педагогический университет (+1,8%), Дагестанский государственный педагогический университет (+1,4%) и Новосибирский государственный педагогический университет (+1,1%).
В число вузов, которые сохраняют высокое качество совокупного приема, попал и Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. Герцена.
Высшие учебные заведения с высоким качеством приема (выше 70 баллов) включают столичные и крупные региональные университеты с устоявшейся репутацией, включая Московский педагогический государственный университет (МПГУ) и РГПУ им. Герцена.
Кем стать? Как (правильно) выбрать профессию? Какую выбрать профессию? Профессии? Какие есть (бывают) профессии? Выбор профессии?
Вам нужно выбрать профессию?
- Учебное заведение?
- Вы хотите спланировать свою профессиональную карьеру?
В этом вам поможет профориентация.
Профориентация – это самопознание, самоопределение и самореализация в профессии.
Важнейшим аспектом профориентации является индивидуальная профконсультация.
Чтобы стать хорошим специалистом, выбирая профессию, нужно учитывать три аспекта:
— способности – любые индивидуальные особенности, которые работают на успешность учебной или трудовой деятельности;
— интерес — то осознанное удовольствие, которое человек испытывает, получая информацию или что-либо делая;
— образование.
Иначе говоря, профессиональное образование должно соответствовать способностям и интересам.
При соблюдении этих трех условий (аспектов), человек получает шанс стать хорошим специалистом.
Профориентация поможет:
- выявить профессиональные склонности;
- определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования;
- выбрать среднее-специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении;
- определить подходящий профиль обучения в старшей школе.
Если вам сложно выбрать дальнейший образовательный маршрут, вы можете обратиться с этим вопросом к психологу, который может помочь определить ваши профессиональные склонности и способности, а так же определить насколько они соответствуют требованиям, предъявляемыми той или иной профессией.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
— оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
— выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов (технология 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе и в учреждениях дополнительного образования.
Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Рекомендации психолога старшеклассникам
Выбор профессии:
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!».
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессиВ данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессиНапример, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравитсяК примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессииНеобходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессииНезнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивахПомощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителеОчень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
- нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
- часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
- еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Ссылки на сайты образовательных организаций высшего и профессионального образования Брянской области
Брянский государственный технический университет (БГТУ) Сайт: tu-bryansk.ru
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (БГУ) Сайт: brgu.ru
Брянский государственный инженерно-технологический университет (БГИТУ) Сайт: bgita.ru
Брянский государственный аграрный университет (БГАУ) Сайт: bgsha.com
ГБПОУ «Брянский техникум индустрии сервиса» Сайт: brtis.ru
ГАПОУ «Брянский строительно-технологический техникум имени Л.Я. Кучеева» Сайт: бстт.рф
ГБПОУ «Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта» Сайт: tehnikum.bryansk.in
ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского» Сайт: bstex.ru
ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»Сайт: reu32.ru Дятьковский филиал Сайт: спо-дит.рф Фокинский филиал в г.Фокино Сайт: teh-fit.ru
ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж» Сайт: bppk.net
ГБПОУ «Брянский техникум профессиональных технологий и сферы услуг» Сайт: btptsu.ru
ГБПОУ «Региональный железнодорожный техникум» Сайт: rjtbruansk.jimdo.com
ГБПОУ «Брянский техникум питания и торговли» Сайт: btpit.ru
Брянский филиал ФГБОУВПО «Московский государственный университет путей сообщения» Сайт: bfmiit.ru
ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств и культуры» Сайт: bokik.ru
ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» Сайт: medcollege.brkmed.ru.
ГАПОУ «Брянский медицинский техникум имени акадамика Н.М.Амосова» Сайт: mx.brkmed.ru
ГБОУ СПО «Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства» Сайт: bokmii.ru
Брянский филиал ФГОУВПО «Российский торгово-экономический университет» Сайт: bfrsute.ru
ФГБОУСПО «Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва» Сайт: bkfk-sport.ru